Чайковская: «ESPN дал КХЛ-ТВ очень высокую оценку»

3e99797e

хоккей

«С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПИАРА ПЕРЕХОД АЗИАТА – ЭТО ЗДОРОВО»

– КХЛ активно прирастает европейскими клубами. Как на сегодня обстоят дела с показом в Старом Свете?

– Здесь в первую очередь стоит говорить о таких хоккейных территориях, как Чехия и Словакия. Мы хорошо представлены на рынке, у нас разные пакеты, и мы отдаем картинку нашим партнерам, которые производят матчи «Слована» и «Льва», а также каналу Nova Sport. Плюс, нас показывают на территории Венгрии. Там все очень хорошо и разнообразно. То есть отдельно существуют пакеты только с матчами «Слована» и «Льва», а также пакеты с матчами других клубов. Сейчас уже ведутся переговоры на следующие сезоны, там есть многолетние контракты, так что все хорошо.

Теперь о Скандинавии. С этим рынком чуть сложнее, потому что они вообще очень сильно закрыты для кого бы то ни было – для НХЛ, для КХЛ и так далее. Кроме того, играет роль их позиция по игрокам из НХЛ, которых берут только низшие лиги. Ведущие клубы не приглашают хоккеистов, свободных в связи с локаутом. Но несмотря на сложности, у нас прошли переговоры с финским и самым крупным шведским каналами. Очень удачные переговоры, мы все-таки нашли формы сотрудничества. Не знаю точно, с какого периода будет показ, но плей-офф Скандинавия увидит – это 100%. Насколько быстро они отреагируют сейчас, сложно сказать, это зависит от насыщенности программного контента. Пока они заинтересованы. За последний год это первые переговоры, которые привели хотя бы к тому, что мы сказали друг другу «да». Вообще, скандинавский рынок – самый тяжелый. Понимаю, что это не совсем спортивная история, может быть, политическая. Шведы исторически к русским очень осторожно относятся.

На прибалтийском рынке все прекрасно, там Viasat Baltic берет огромное количество матчей. Для других стран у нас есть много разных пакетов, даже для киприотов есть пакет, который они по-прежнему берут с удовольствием. Также в Германии, Англии наш канал присутствует в русскоязычных пакетах. Сейчас также планируется интересное сотрудничество с компанией Setanta, которая будет охватывать территории бывшего Советского Союза в азиатской его части. Плюс Setanta UK будет забирать достаточно большое количество матчей для показа в Англии, Ирландии.

– Насчет азиатской части СССР – есть ли интерес к КХЛ в странах Азии?

– Когда у нас появится показ матчей в странах Азии, тогда можно будет говорить, насколько это там интересно. Чтобы глобально рассуждать об этом вопросе, должен пройти как минимум один сезон. Люди посмотрят, и мы получим фидбэк от аналитических служб. Например, вы смотрите крикет или бейсбол, вам что-то одна трансляция даст? Наверное, нет.

По Азии предложение, которое нам сделали, подтвердилось. Я пока не готова о нем говорить, поскольку мы не подписали драфтовый документ. Мы получили все подтверждения от партнера, который хочет купить права. На этой неделе мы, скорее всего, подпишем все соглашения и сможем объявить официально, когда и на каком рынке в Азии появятся первые матчи КХЛ. Честно вам скажу, что для Азии история с локаутом играет определенную роль, но не очень сильную. Для азиатов хоккей – это экзотика.

– То есть, показы матчей начнутся в ближайшие месяцы?

– Скорее всего, начнем с ноября, но вот в какие именно даты, сказать сложно. Все зависит от подписания соглашения, затем еще технические возможности необходимо проверить. А уже потом начнут показ.

– Клубы НБА для роста популярности в Азии приглашали местных спортсменов. Будут ли команды КХЛ следовать их примеру?

– Об этом лучше спросить Владимира Тимофеевича Шалаева, поскольку я не отвечаю за спортивную часть. С точки зрения пиара это было бы очень здорово.

На самом деле это не только в Америке происходит. Например, переход Кэйсуке Хонды в футбольный ЦСКА дал колоссальный рост в плане телевизионной истории. На все матчи, в которых играл Хонда, аккредитовывалось сумасшедшее количество японских журналистов. Причем им было все равно, играет он или нет. Главное – он есть. Так что это очень важно, но это все-таки спортивная составляющая. Если придет какой-нибудь игрок из Азии, то я, естественно, буду готова с большей активностью предлагать нашим телевизионным партнерам показ матчей. Для меня это будет очень интересно.

«НА ESPN ХОТЯТ, ЧТОБЫ ГИМНЫ НАЧИНАЛИСЬ ЧУТЬ РАНЬШЕ»

– Сейчас КХЛ показывают в Северной Америке на ESPN. Картинка КХЛ и НХЛ при этом очень сильно отличается. В чем, на ваш взгляд, основная разница?

– Знаете, выражение «очень сильно отличается» я бы сейчас не применяла. Может быть, картинка очень сильно отличается из Нижнекамска или Магнитогорска. Города, которые мы отдаем нашим партнерам (а их большинство – уже 70%), – это абсолютно достойное качество. Известно, какой выбор делает ESPN: это матчи «Динамо», ЦСКА, СКА, где в основном играют наши НХЛ-овцы. Ну, и «Магнитка», но ее матчи мы предоставляем исключительно на выезде.

На днях я получила от ESPN резюме с описанием того, что они видят и насколько их это устраивает. Нам дали очень высокую оценку с точки зрения показа, причем они сделали разбор по составляющим: отдельно звук, работа операторов, работа повторщиков, звукорежиссеров, продюсеров. Единственный вопрос был по времени начала матчей. Они хотят, чтобы гимны начинались чуть раньше, а вбрасывание было ровно по времени. У нас оно немного сдвигается. Но это имеет отношение не к телевидению, а к организации мероприятия.

Телевизионная часть очень объемная. Если мы будем, простите, в халабуде играть, то халабуда будет и на картинке. Это факт. Многое зависит от дворца, от освещения, наличия техники HD и грамотной работы творческой бригады. Последние две составляющие у нас уже отработаны. Если работу самостоятельно ведет канал КХЛ или наши партнеры – ВГТРК, «НТВ-Плюс» – то тут вопросов нет. Плюс еще наши хорошо наученные бригады Казани, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Минска, Уфы, Омска, Риги. К ним вообще придраться не представляется возможным. Конечно, у всех бывают какие-то осечки, но в большинстве это профессионально и ровно работающие команды.

Но вот первые две составляющие – дворец и освещение – тоже важны. Техника и бригада не спасут ситуацию в тех же «Лужниках». В этом и есть разница между НХЛ и нами. Они играют в сказочных дворцах, идеальные борта, идеальный свет, полные трибуны, зрители с массой атрибутики, маленькая коробка. Все это придает тот эффект, который мы видим. Но вспомните последние игры «Динамо» в прошлом сезоне: полные трибуны, все бело-голубое. Конечно, это добавляет картинке совершенно другой контраст. Впрочем, все равно видно, что дворец старый. Какие бы мы камеры ни ставили, они там находятся очень высоко, опустить их не представляется возможным. И это не потому, что клуб не идет навстречу или еще что-то. Просто некуда. Я всегда привожу пример: вам нравятся наши дороги в России? Мне – нет. Это то же самое. В этом и есть отличие, поскольку там экономика на одном уровне, а у нас совершенно на другом.

– Режиссеры и операторы КХЛ-ТВ сотрудничают с североамериканскими коллегами?

– Пока нет. Мы делаем ставку на несколько иной показ, у нас другая коробка, другой размер, иначе устроены дворцы. Так что мы ориентируемся на общепризнанную международную верстку, которую когда-то сделали шведы. Они считаются эталоном с точки зрения показа хоккея, хотя свой чемпионат дают не особо много. Но на чемпионатах мира шведы проявили себя очень достойно. В основном это была именно шведская команда, хотя работали они совместно с рижской. Поэтому латвийская команда у нас сильная. Так что мы берем за основу именно эту работу режиссеров и операторов.

Совместное творчество получится в Уфе, где перед Новым годом будет молодежный чемпионат мира. Там будет работать наш продюсер, может быть, еще ряд операторов. Посмотрим, в каком именно составе. Получится совместный проект североамериканских коллег, «НТВ-Плюс» и наш. У нас впереди встречи по поводу того, в каком формате мы сможем быть удобными друг другу. Это будет дружеский обмен опытом.

«КАНАЛ СВЯЗИ И ТЕХНИКА – ОДИНАКОВО ВАЖНЫЕ ВЕЩИ»

– Дворцы и освещение – это хорошо, но на сайте магнитогорского «Металлурга» недавно появилось заявление, в котором говорится, что качество картинки зависит не от оборудования, а от качества канала связи.

– Это не так. Качество показа зависит и от оборудования, и от качества канала связи. Без первого не сработает второе, и наоборот. Современная техника и плохой канал, оптоволоконный канал и древняя техника – в обоих случая картинка не будет внушать положительные эмоции телезрителям. В Магнитогорске техника устаревшая, и спорить с этим бессмысленно.

Что касается канала связи, то существует канал «Синтерры», проложенный из Магнитогорска. Мы его тестировали, и он функционирует так, как и должен. Телеканал «Россия 2» при показе домашних матчей «Металлурга» пользуется каналом «Ростелекома». Это их выбор и повлиять на него мы не можем. Использованием разных каналов объясняется различие телевизионных картинок с магнитогорских матчей на разных каналах. В этой связи показателен пример Омска. К моменту, когда там на арене установили HD-оборудование, современный оптоволоконный канал уже был. Появилась хорошая техника, результат ее использования стал передаваться по действующему современному каналу – в итоге все видят отличные трансляции.

– А финансирование закупок нового оборудования ведется региональными компаниями?

– Ну это же не мне на баланс ставится, а им. И к тому же они не один хоккей показывают. Поверьте мне, в регионах огромное пространство для использования техники. Понятно, что хоккей – это значительная часть, особенно в регионах: в Челябинске, Магнитогорске, Омске. Вы не представляете, насколько грамотно сейчас в Челябинске губернатор вместе с вице-губернатором, клубом и руководителями телевидения подходят к проекту обновления телекомпании. Они понимают, что если приобрести другое оборудование, то это прежде всего отразится на самом регионе, не на хоккее. Это же не мне нужно. У них огромное количество проектов, проходит масса различных мероприятий: чемпионат Европы по дзюдо, водное поло, бальные танцы. Это же абсолютно другая возможность.

И опять же, если у них есть хорошая техника для достойного показа, то почему город не может выигрывать тендеры на проведение новых мероприятий, как, например, в Уфе? Но к этому нужно подходить комплексно. Да, это не очень быстро, это действительно деньги. Но деньги не сумасшедшие, потому что оборудование дешевеет. Наши партнеры из «Окно-ТВ» сделали у себя внутри компании дирекцию по развитию как раз спортивных сооружений. Они очень сильно нам помогают. В частности, в Челябинске осуществляется первый такой проект, где они комплексно подошли к изучению всех особенностей стадиона, всех особенностей телекомпании, что нужно купить, как поэтапно подойти. То есть это очень серьезный, вдумчивый проект. Этим должны заниматься профессионалы. Это очень тяжело, и телекомпания одна этого не потянет. Представляете себе, что такое региональная телекомпания? Она все равно финансируется из бюджетных средств. А если клуб принимает участие, как в Омске, то это вообще замечательно, потому что все сразу понимают, зачем и кому это нужно.

«САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА АНАЛИТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ – ГОСТИ»

– Куда в данный момент направлена основная идея канала – в сторону развлечения или аналитики?

– Ни в сторону развлечения, ни в сторону аналитики. Канал – это прежде всего трансляции. На любом спортивном телевидении самое рейтинговое и дорогостоящее – прямые трансляции. Это то, ради чего все спортивные каналы и создаются.

Что касается развлекательно-познавательных программ, рассказывающих о наших хоккеистах, их в этом году процентов 25. Большую часть у нас сейчас составляют новостные блоки. Помимо утренних выходит линейка дневных новостей, что носит общее название «Лига».

Плюс ко всему мы запустили большую аналитическую программу по воскресеньям – «Лига P.S.». Аналитические передачи очень нам нужны, это важный шаг для нас. Самая большая проблема – гости, которые будут в этой программе. Это не проблема нашего или какого-то другого канала. Это вообще проблема спортивной журналистики. Тяжело найти людей, которые бы интересно говорили, имели бы свободное время, что немаловажно, если идет 1,5-часовая запись в будний день.

Если новых людей не появится, то вы будете видеть постоянно одних и тех же. Как в свое время Жириновского мы перекушались на политическом Олимпе. Не хочется делать сейчас из спортивных аналитиков таких же людей. По сути, экспертов, которые могут грамотно разговаривать, не вызывая раздражения у зрителей, всего пять человек. Поэтому мы пытаемся привлекать генменеджеров клубов, чтобы они принимали участие в программе. Я считаю, это правильный путь, поскольку мы многого не знаем. Плюс хотим дать им возможность пообщаться друг с другом. Не хочется уходить в ту сторону, что будет, скажем, только один генменеджер ЦСКА. Ему обязательно нужен оппонент. Все это непросто, но интересно. Мы этим будем однозначно заниматься, потому что первые же программы дали эффект, люди заговорили, и нам это очень приятно.

– В Америке есть настоящие журналисты-шоумены. Быть может, планируете обучать людей этой деятельности?

– В прошлом сезоне мы звали Игоря Ларина, намереваясь сделать с ним аналитическую программу. А видите, как получилось. Оказалось, Игорь – самый настоящий шоумен, поэтому и появилось «Шоу Игоря Ларина». Хотя они там действительно что-то обсуждают, что-то анализируют, но это больше шоу-программа. Игорь раскрылся на нашем канале с этой стороны, хотя предполагался образ серьезного журналиста.

Сейчас у нас, например, Андрей Юртаев – очень достойный комментатор, не первый год работающий на канале, – оказался интересным ведущим аналитической программы. Он мне очень нравится. У него потрясающий язык, он филолог, вдумчив. Научить этому невозможно, можно начать проект, и только потом понять, развился человек или нет.

– То есть это сидит внутри него?

– Да, абсолютно точно.

– Еще одна параллель с НХЛ – в этой лиге есть репортер, находящийся между скамейками команд и берущий интервью. Какие-то подобные акции планируются на канале?

– Именно эта акция у нас не получится точно в силу определенных особенностей, потому что мы не самостоятельно производим матчи в регионах. А делать это только на московских матчах было бы неправильно по отношению к другим командам.

Что касается творческих мелочей, то мы будем акцентировать на них внимание во время плей-офф, поскольку они требуют дополнительных затрат. Стараемся обкатывать подобные вещи на «Матчах звезд», а уже затем вводим их в плей-офф, поскольку в это время даже в регионах многие матчи мы проводим самостоятельно. У нашего продюсера много задумок.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *