Можно ли проведывать могилы на второй день Пасхи?

3e99797e

кладбище «Бывая на погосте в поминальную неделю, которая наступает после Пасхи, всегда удивлялась: почему на могилки родственников люди приходят с едой и напитками? Да еще иногда тут же устраивают чуть ли не пляски с песнями. Неужели и в старину так поминали умерших? Говорят, не следует посещать кладбище на второй-третий день Пасхи. Откуда эти обычаи пришли?» Валерия Кузьмичева, Киев
— Во многих регионах Украины сразу после разговенья на Пасху старшие в семье женщины и мужчины ходили на кладбище христосоваться с родственниками, — рассказала старший научный сотрудник отдела «Полесье» Национального музея народной архитектуры и быта Украины Людмила Главацкая. — О могильные кресты разбивали писанки, приговаривая «Христос воскрес, рідні неню й тату». Просили прощения у родителей за свои грехи и прислушивались к могиле. Если там загудит, то прощение получено. Такой обычай оставался до начала ХХ столетия. В большинстве сел издавна было заведено обязательно проведывать могилы родных на второй-третий день Пасхи. Например, на Сумщине на второй день собирались на погосте, качались на сделанных из березы качелях и пели.
Через неделю после Христового Воскресенья наступали проводы. Их еще называли «гробки», «деды», «могилки», «поминки», «радовница». В большинстве регионов поминальный день был в понедельник или вторник. К проводам готовились: в субботу пекли пасхи, калачи для детей, пастухов и убогих, пирожки, готовили капусту с мясом, вареники с творогом и капустой, голубцы, гречневую кашу и жаркое. Жарили гусей, кур, поросят, красили яйца. Мужчины завозили в этот день воду на кладбище, разные продукты, заготавливали дрова, выпивку для поминания в часовне.
Почти по всей Украине могильные кресты украшали рушником или полотном. На материнских могилах обычно сеяли чебрец, материнку (душица) или ароматные васильки (базилик). Девичьи могилки засаживали любистком и барвинком, а хлопцев — кустами калины и обязательно украшали плетеным венком из цветов. За старыми и заброшенными погребениями, как правило, следила община села.
После общей панихиды возле церкви или на кладбище устраивали для всех обед, расставляя еду на расстеленные по траве скатерти или рядно.
В поминальные дни бывали игры и хороводы, в которых молодежь не участвовала, а лишь замужние женщины и даже бабушки. Совместный обед-тризна частенько переходил в веселые забавы с песнями и плясками.
Теперь же вспоминать мертвых в поминальную неделю — добрая христианская традиция, но корни нужно искать далеко в дохристианских обрядах.
Источник: fakty.ua

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *