Мультфильм «Остров собак»: человечность на свалке

3e99797e

Остров собак

Если предыдущие его фильмы («Отель «Гранд Будапешт», «Королевство полной луны») во многом напоминали ожившие журналы мод, то новое творение этого стильного сказочника — милая притча о том, что самая обычная дружба двух верных товарищей может стать точкой опоры для гармонии в целом обществе.

Сюжет картины разворачивается в Японии. В центре событий — 12-летний мальчик Атари Кобаяши, опекуном которого является коррумпированный мэр города Мегасаки. Чиновник распоряжается выслать всех собак на отдельный остров, куда годами сваливается мусор. Для этого городской глава подделывает документы и распространяет лживую информацию о том, что собаки якобы являются разносчиками смертельного вируса.

Первым псом, с которого начинается массовая депортация собак, становится верный друг Атари по кличке Спот. Спустя время мальчик отправляется на остров в поисках своего пса. И это путешествие оборачивается масштабными волнениями во всем городе.

Эта анимация не дотягивает до уровня предыдущих фильмов Уэса Андерсона, даже если станет на задние лапы. Так что приз за лучшую режиссуру этой картине на Берлинском кинофестивале выглядит скорее как поощрение «за выслугу лет», а не как награда за эту конкретную ленту.

Берлинале носит негласное звание самого политизированного среди всех кинофорумов класса «А». Возможно, именно этим и объясняется то, что жюри фестиваля высмотрело в этой картине отсылки к глобальной проблеме мигрантов, которых олицетворяют в фильме изгнанные из общества собаки. А может, судей подкупило то, что детским языком анимации здесь критикуются совсем недетские проблемы авторитарной власти, коррупции и притеснения меньшинств.

Каждый по отдельности мотив и месседж «Острова собак» выглядит крайне банально. Например, кошки здесь противостоят собакам.

Свободолюбивые дети бросают вызов консервативным взрослым. Мощные высокотехнологичные роботы проигрывают смекалке и изобретательности слабых молодых людей. А если на экране завязывается драка, то выглядит она, как в диснеевских анимациях второго ряда: когда дерущихся поглощает облачко пыли, в котором мельтешат кулаки.

Правда, в своем пестром сочетании все эти банальности выглядят очень эффектно. Так что содержание хоть и кажется предельно очевидным, но упрекнуть фильм в том, что он скучный, не приходится.

Напористый ритм ударных инструментов в саундтреке сочинил оскароносный Александр Деспла («Гарри Поттер и Дары смерти», «Форма воды»).

Эта эффектная мелодия подчеркивает наиболее драматичные повороты сценария. Увлекательное развитие сюжета, однако, местами пробуксовывает нарочитыми флэшбеками и затянутыми сценами, в которых авторы сценария словно оправдываются за несовершенство своей работы.

Как и многие предыдущие свои работы, эту картину Андерсон переполнил цитатами и отсылками к классическими фильмам. Например, мэр города предстает за трибуной столь же монументально, как гражданин Кейн из классического голливудского фильма Орсона Уэлса.

Кадры из фильмов «Гражданин Кейн» и «Остров собак».

Также в ленте прослеживаются цитаты из «Порко Россо» (1992) и «Евангелиона» (1995). А сам Андерсон отмечает, что его главным вдохновителем при работе над этой лентой стал Акира Куросава. Но не самурайские фильмы последнего, а «Пьяный ангел» и «Бездомный пес».

Уэс Андерсон в «Острове собак», как всегда, предельно внимателен к мелочам. Каждая второстепенная деталь на заднем плане безукоризненно раскрашена и подсвечена. Так что поклонникам творчества этого режиссера не будет скучно пересматривать ленту в «надцатый» раз, так как всегда будет возможность заметить что-нибудь новенькое.

Многослойность смыслов начинается уже с имени главного героя Атари. Именно так назывался популярный в 80-е домашний компьютер. И такую же

кличку носит пес самого Андерсона.

Былое увлечение режиссера модными одеждами отошло на этот раз на второй план. Наряды главных героев ограничиваются милыми ошейниками, изредка — забавными свитерами. Здесь уже не появится, например, стильная шуба, как на одной из героинь фильма Андерсона «Семейство Тененбаум», или эффектные винтажные костюмы, как в «Отеле «Гранд Будапешт», которые после премьеры этих лент разошлись по модным журналам.

Вместе с тем режиссер не смог лишить себя возможности лишний раз поработать с любимыми актерами. Многословные, во многом комичные и местами нелепые диалоги произносят такие звезды, как Эдвард Нортон (озвучил Рекса), Билл Мюррей (Босса), Джефф Голдблюм (Дюка), Брайан Крэнстон (Шефа). Также свои голоса ленте подарили Скарлетт Йоханссон, Тильда Суинтон, Грета Гервиг и многие другие.

Хоть украинский дубляж,как всегда, на высоте, но все же стоит отдельно посмотреть эту картину с оригинальной звуковой дорожкой.

Когда в игровых фильмах Андерсона массивные декорации выглядят кукольно, а самые высокооплачиваемые голливудские актеры преподносятся, как детские игрушки, то это выглядит стильно. Именно в этом отчасти и заключается фирменный стиль режиссера. Однако в случае с «Островом собак» сам фильм является кукольным. Так что эта магия условности здесь развеивается.

Как и во многих предыдущих своих картинах, режиссер пытается убедить зрителя, что инфантилизм спасет мир. Но это сладкое убеждение — не более чем приятная иллюзия для тех, кто собирается отвлечься от мирских забот на пару часов просмотра фильма.

Этот фильм может очаровать, но не подарит никаких открытий. Он позабавит, но не впечатлит. Увлекшись этой двухчасовой игрой в куклы, рискуешь даже упустить из виду мораль, которая путано проговаривается в сюжете: если в мире правит тирания, то собаки становятся человечнее людей.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *